Выбор профессии – дело непростое. Порой человек не сразу осознает к чему душа лежит. Так и я, поступая на химический факультет Ростовского государственного университета, не предполагала работать в школе. Меня привлекала романтика химического эксперимента и перспектива работы в химической лаборатории.

“Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе,
стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод
его усилий – его собственная личность.

Эрих Фромм

Е. В. Нечитайлова, учитель химии МОУ лицея № 1
г. Цимлянска Ростовской области

выпускница химфакf РГУ 1985 года

   Однако жизнь вносит свои коррективы. После окончания университета я стала инженером химической лаборатории Волгодонского завода радиотехнической аппаратуры. И, как молодой специалист, приняла на себя общественную нагрузку – шефство над школой ближайшего микрорайона города. Сначала мои походы в школу были необходимой обязанностью, потом – радостным событием. И я поняла, что школьная жизнь для меня органична и привлекательна. Благо, что университет дает разноплановое образование, включающее и педагогическую подготовку.

   Решение уйти работать в школу было осознанным. Я пришла в ту школу, в которой училась сама – Цимлянскую среднюю школу № 1. И вот за 24 года работы я ни разу о не пожалела о принятом решении. Главное понять то, что ты хочешь делать в жизни, к чему есть природные склонность, что получается. Как замечательно отметил Гете: «В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом»

   За годы работы получила высшую квалификационную категорию, почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Стала лауреатом премии президента Российской Федерации по результатам участия в Национальном проекте «Образование» 2006 и 2010 годов, победителем Всероссийского этапа конкурса «Учитель года России 2008». Теперь уже три года являюсь членом жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России»: 2009 – в Москве, 2010 – в Магнитогорске Челябинской области, 2011 – в Туле.

   Результатом моей методической работы стали статьи по методике преподавания химии в научно-методическом журнале «Химия в школе» («Центрхимпресс» Москва), в состав редакции которого я была принята в 2009 году.

Мне повезло работать в школе XXI века, когда информационный взрыв изменил стиль работы современной школы, и я с огромным удовольствием осваиваю новые методические и технические возможности. В химическом кабинете появился компьютер и мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера, современная химическая лаборатория «XXI век». Моя родная школа теперь получила статус лицея с химико-информационным профилем. Есть новые возможности для самореализации.

   Но главным достижением моей профессиональной деятельности стали успехи моих учеников. Каждый год мои ребята поступают в медицинские, фармацевтические, химические вузы страны. Моя профессия позволяет осознать то, что ты необходим людям, ты можешь помочь ребенку осуществить свою мечту, выбрать профессию.

 Все мы понимаем, что личность в обществе реализуется через профессиональную деятельность. Томас Карлейль очень точно сказал: «Благословлен тот, кто нашел дело в жизни». Помочь ребенку найти свое дело в жизни, реализовать свой природный потенциал – это единое стремление и семьи, и школы. А помочь можно только на основе осознания ребенком своих возможностей, дарований, стремлений.    

   Как учитель химии считаю, что понимание основ преподаваемого мной предмета становится в XXI веке наиболее актуальным. Сегодня нельзя не согласиться, что химия – это наука для жизни. На ее основе базируется развитие медицины, фармацевтической промышленности, производства полимерных материалов, востребованных практически во всех направлениях развития техники. Считаю, что химическое образование сегодня чрезвычайно актуально, потому как именно в отрасли химической переработки сырья скрыты основные возможности развития экономики нашей страны. Понимание выпускниками школы и их родителями перспектив развития страны позволит сделать осознанный выбор профессии в целях благополучия человека, его семьи и всего государства в целом.

   Учитель – это особая профессия: чем дольше работаешь в школе, тем больше появляется в мире друзей. Ребята пишут, звонят, присылают СМС. У каждого свой стиль общения, но, главное, стараются быть ближе, несмотря на расстояние и время. Карпов Стас привез зачетку, в которой одни пятерки, а вуз-то самый крупный химический – Московский химико-технологический им. Менделеева! Лена Ахметзянова привезла красный диплом Ростовского медицинского университета. Мила Кучкина стала кандидатом медицинских наук.

   И каждый день, открывая свою электронную почту, получаю драгоценные письма из разных городов от своих выпускников. Эти письма делают мой мир ярче и теплее. Они позволяют мне заглянуть в жизнь студентов, врачей, инженеров – всех тех, кто когда-то был учеником в нашей маленькой Цимлянской школе. И теперь я уже спрашиваю у своих ребят совета и чувствую, как спешат они помочь, откликнуться, поддержать своего школьного учителя.

Е. В. Нечитайлова,
учитель химии МОУ лицея № 1 г. Цимлянска Ростовской области,
заслуженный учитель РФ,
член редакции журнала «Химия в школе»,
победитель Всероссийского этапа конкурса «Учитель года России 2008»
выпускница химического факультета Ростовского государственного университета 1985 года.