Бьют часы, лает собака.

— Я отключу видео на секунду, хорошо? Каспер, а ну-ка иди отсюда!

Где-то там, в другом городе на юге России, в старой квартире со старыми часами и сотнями книг на деревянных полках хозяин прогоняет своего пса за дверь. Я в Москве, собака Клецкого и он самв Ростове-на-Дону.

— Вот я держу в руках авторучку или степлер, — говорит он. — А где это было сделано, кем, в какое время, почему? Вам интересно вообще, что я рассказываю? Видите ли, я ведь еще профессиональный преподаватель, объясняю трудные предметы, связанные с квантовой механикой. Так вот, начинаешь объяснять уже готовое: «Смотрите, формула» — и это воспринимается хуже, чем когда я объясняю, как появилась эта формула, как рождается сама идея.

Благодаря поддержке фонда Михаил Клецкий и его коллеги в своем проекте «Человек изобретающий» читают суперпопулярные лекции о самых трудных науках на трех площадках: в Краеведческом музее, в Музее изобразительных искусств и в университете, где преподает Клецкий. Они рассказывают людям просто о сложном и о мотивах творчества ученых. Что именно побуждает людей создавать разные вещи? Сначала идет лекция с экскурсом в историю, а дальше показывается небольшой опыт — чудеса науки для зрителей. Здесь и популярная иллюстрация к знаменитой «задаче коммивояжера» (как быстрее попасть во все указанные города и вернуться), и совсем домашние опыты — например, как сложить упаковку для молока своими руками за полминуты.

Десять лет назад Клецкий предложил своим университетским коллегам рассказывать детям о химии, но без формул. Серьезные ученые с умными лицами ответили: «А мы так не умеем. Мы не умеем без формул».

— Рассказывать о естествознании математикам или химикам — это одно! — Клецкий воодушевлен. — А вы объясните все это филологам! А тут-то мы и не умеем. Но как и зачем люди занимались химией? Ведь не ради того, чтобы создать еще одно миллионное соединение. Новое качество жизни рождается только тогда, когда человек понимает, ради чего он работает! Тут еще такой момент. Всегда нужно, чтобы тебя как-то пощипали другие люди. В ученой среде это принято — тебя пощипать. Там всегда становится ясно, кто есть кто. Кажется, проверкой на вшивость это называется. Но как бы это ни было непривычно, о науке нужно уметь рассказывать простым языком. И делать это должны ученые. Если не можешь так, значит, ты, видимо, и сам чего-то толком не понимаешь.

Михаил признается: то, что он делает в проекте «Человек изобретающий», — часто довольно личное:

— У меня есть мои замечательные сотрудники, и как раз из наших с ними разговоров я вынес, что главное — это рассказать людям о мотивах творчества, хоть иногда они бывают очень частными. Когда мне было десять лет, родители не придумали ничего другого, как подарить мне книжку, и я храню ее всю жизнь. Это «Дон Кихот». И сколько себя помню, мне всегда нравился не Дон Кихот, а Санчо Панса. В нем то понимание жизни, которого никогда не было у Дон Кихота. Санчо неказистый и неуклюжий, но он не делал глупостей. Он не бросался красивыми заявлениями, не вставал в позу, он был простой, но настоящий. Он — соль земли.

Дети, которые побывали на лекциях Михаила и его коллег, больше не смогут ненавидеть химию и физику. А взрослые рискуют стать просвещенными людьми.

За последние пятнадцать лет фонд Потанина выдал 190 грантов ученым — таким, как Михаил.

Автор - Анна Кудашева

Оригинал статьиhttp://expert.ru/russian_reporter/2015/14/radostnyie-deti-vostorzhennyie-aspirantki-i-slozhnyie-geterostrukturyi/