| Блажен тот, кто нашел свое дело; пусть он не ищет другого блаженства. У него есть дело и цель жизни. Т. Карлейль |
В последние годы слово «химия» стало нарицательным и приобрело стойкий негативный оттенок. С экранов телевизоров, печатных и веб-страниц нам рассказывают о «химии» в пище, косметике, лекарствах, окружающей среде и других продуктах и материалах, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Нас учат жить без «химии», причем не только в повседневной жизни, но и в школе, сокращая часы на этот предмет. Нередко слышишь разговоры школьников о том, а зачем вообще она нужна, эта химия и зачем ее учить? А действительно, зачем нужна химия? Зачем я, как и многие другие выпускники химического факультета, потратил на ее изучение 5 лет, будучи студентом, 3 года, будучи аспирантом и продолжаю окунаться в нее каждый день на работе?
До 8 класса я увлекался математикой; ее точность и логичность выводов не могут не завораживать. Но в 8 классе появился новый предмет «Химия». Вначале ничего нельзя было понять: что это за значки элементов? Как можно их запомнить? Что такое моль? Как его себе представить и зачем он нужен, почему нельзя считать все в штуках или граммах? Почему соляная кислота и щелочь реагируют 1:1, а серная и щелочь 1:2? Мне не давались даже простые задачки — вроде бы математика, но логика уже другая, шли разочарования за разочарованием. Но однажды родители подарили мне две книги «Все о пище с точки зрения химика» и «Химия вокруг нас». И хотя моих знаний на тот момент было недостаточно, чтобы понять многое из написанного, я был поражен, насколько глубоко эта наука позволяет понять процессы, происходящие вокруг нас, и управлять ими. Оказалось, например, что газ этилен позволяет контролировать процесс созревания овощей и фруктов. Закачав его в хранилище, можно за несколько часов превратить зеленые фрукты в спелые. А современная «химия» намного безобиднее той, которой пользовались, например, в Древнем Египте. В качестве туши для ресниц египтянки применяли состав, содержащий толченый галенит — природный сульфид свинца, а в румяна для усиления цвета добавляли раствор иода и брома. Эти и другие интересные факты заставили меня иначе взглянуть на эту науку. Ведь все, что нас окружает — это продукты химических реакций, иногда кажущихся достаточно простыми, как, например, горение газа на кухонной плите, иногда крайне сложными, как синтез белка в живых клетках. Разве не хочется знать, как все это происходит? Не хочется попробовать сделать свой вклад, получив новое соединение или открыв новую химическую реакцию, которая, может быть, не сейчас, но со временем принесут человечеству пользу?
По окончании школы я не задумываясь поступил на химический факультет Южного федерального, а тогда еще Ростовского университета — одну из ведущих на юге России кузниц химических кадров, выпускники которого работают и руководят многими химическими производствами, делают открытия в ведущих университетах России и мира. Подготовка, полученная мною в стенах этого факультета, позволила не только с успехом его закончить, поступить в аспирантуру, стать кандидатом химических наук и занять должность доцента кафедры органической химии, но открыла дорогу и позволила поработать в таких престижных мировых научных центрах, как Институт органического катализа университета города Росток (Германия), одном из признанных мировых центров разработки катализаторов для органических реакций, сотрудничающем с такими известными фирмами как BASF или DuPont. Довелось стажироваться и в Университете Людвига-Максимилиана (г. Мюнхен, Германия), который входит в двадцатку самых престижных университетов мира. Работал я и в королевском университете Белфаста (Великобритания), который стремительно набирает авторитет благодаря высокому уровню проводимых исследований. Во всех этих заведениях иностранные коллеги высоко оценивали мои знания и опыт, полученный в стенах нашего химического факультета. Итогом этой работы стали многочисленные новые соединения, научные статьи, опубликованные в ведущих иностранных научных изданиях, новые знания, идеи и контакты.
Теперь я работаю в аналитической лаборатории филиала организации, занимающейся контролем качества лекарств в Южном федеральном округе. Филиал считается одним из лучших лабораторных комплексов России по анализу лекарств, и это не только потому, что в нем установлено самое современное оборудование, но и потому, что костяк аналитической лаборатории сформирован из выпускников нашего химического факультета. Вне зависимости от того, какую кафедру они закончили или где работали до этого, всех их отличает высокая профессиональная квалификация, способность быстро осваивать и применять на практике новые знания, любовь к химии. А ведь как сказал Л. Н. Толстой: «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».
Сорокин Владимир Игоревич, кандидат химических наук,
руководитель аналитической лаборатории филиала г. Ростова-на-Дону ФГБУ «ИМЦЭУАОСМП» Росздравнадзора, доцент кафедры органической химии Южного федерального университета